6 декабря 2011 г. в городском краеведческом музее прошли музейные занятия «От искорки до лампочки» для дошкольных учреждений города. Цель проведения занятия – познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития. Постепенно, повествуя о первой искорке, которую сумели добыть древние люди, рассказ научного сотрудника привел детей к современным осветительным приборам. Научившись добывать огонь, человек проложил путь свету от костра к факелу, от факела к лучине, от лучины к свече, от свечи к керосиновой лампе, от керосиновой лампы к электрической и люминесцентной. Дети с интересом узнавали, например, о том, что долгое время огонь кормил и грел человека, спасал его от пугающей ночной темноты. Многие века он был единственным источником света. Долго люди освещали своё жилище очагом. У многих народов очаг считался священным местом жилища, играл большую роль в семейных обрядах. Около очага отец должен был назвать родившегося мальчика или девочку своим ребёнком. Необычно для ребят было «придти в гости к лучине». Лучина освещала жилище наших прабабушек и прадедушек. Чтобы ею пользоваться, придумали светец. Он состоял из деревянного основания с укреплённым на нём столбиком. В вершину столбика вставляли короткий прут (светильня), рассечённый с одного конца на четыре «пальца», в которые вставлялась лучина. От горящей лучины на деревянный пол падало много искорок. Чтобы пол не загорелся, наши предки под лучину ставили корыто с водой. Интересно было узнать, что такому предмету, как свеча, уже 2000 лет. Первые свечи изготавливали из камыша, обмакивая высушенную камышину в расплавленное сало. Долгое время свечи были очень дорогими. Их жгли во дворцах, где жили цари, и в церквах. В богатых домах свечей жгли больше, и поэтому под них надо было придумать какое-нибудь приспособление. Нужно, чтобы свечи стояли в вертикальном положении и воск не стекал мебель, сделанную из дорогих пород дерева. Для этого использовали подсвечники, которые изготавливали из различных материалов: дерева, меди, железа. И ребята смогли увидеть подсвечники во время занятия в музее. С удивлением рассматривали они различные керосиновые лампы, фонари начала двадцатого столетия, а также керосиновые лампы, которые использовались в те далекие времена шахтерами нашего города. Увидели ребята и подвесную керосиновую лампу. Её использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Доступно детям был представлен принцип работы электрической и люминесцентной ламп. В конце занятия ребята должны были угадать загадки об осветительных приборах. Маленькие посетители музея успешно справились с этой задачей, тем самым кратко повторив «путешествие» от искорки до лампочки.
652470, Кемеровская область,
г. Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 12
+7 (38453) 6-37-89